Differences
This shows you the differences between two versions of the page.
Next revision | Previous revision | ||
pps-new [2020/08/30 08:28] user created |
pps-new [2024/10/20 13:55] (current) user |
||
---|---|---|---|
Line 1: | Line 1: | ||
+ | ====== Курс Проектирование программных систем (осень 2023) ====== | ||
+ | |||
+ | **Обновлено 17.11.2023** | ||
+ | |||
+ | На курсе вы узнаете как использовать язык моделирования UML2 в разработке распределенных приложений в микросервисной архитектуре (MSA) с применением метода предметно-ориентированного проектирования (Domain-Driven Design). | ||
+ | |||
+ | А также, как анализировать и проверять требования, | ||
+ | |||
+ | Практика предполагает выполнение и защиту двух заданий по командному курсовому проекту. | ||
+ | |||
+ | Для разработчиков, | ||
+ | |||
+ | **Содержание** | ||
+ | |||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | |||
+ | ===== Примерный план ===== | ||
+ | |||
+ | ^ Неделя ^ Раздел ^ Тема ^ | ||
+ | | 07/09 | INTRO+REQ | Введение в курс (качество ПО, цели курса). Кратко о требованиях. Сценарии. Фичи. Варианты использования (динамич. представл.) | | ||
+ | | 15/09 | REQ | Потоки данных DFD. Разработка требований к продуктам. Элементы customer development. Персоны. Метод JTBD. Путешествия. Истории пользователей и истории задач. Процесс разработки требований. | | ||
+ | | 22/09 | DDD+UML2 | Объектно-ориентированное моделирование. Системы типов. Абстрактные типы данных (ADT). Понятие о классах. Статическое представление модели UML2. Сравнение с моделями данных ER | | ||
+ | | 29/09 | DDD | Выделение классов и построение моделей в Методы именных групп и Аббота, | ||
+ | | 06/10 | DDD+UML2 | Моделирование поведения. Согласованность моделей. Проектирование на основе обязанностей (метод CRC, RDD). | | ||
+ | | 13/10 | UML2 | Динамическое представление модели (кооперации, | ||
+ | | 20/10 | UML2 | Динамическое представление модели. Схемы состояний. Представление деятельности. Action Language | | ||
+ | | 27/10 | UML2+PROC | Построение согласованных моделей. Big Picture UML2. Процесс гибкого моделирования по требованиям (на основе ICONIX+AM+DDD) | | ||
+ | | 02/11 | ARCH | Методы структурного проектирования (история, | ||
+ | | 09/11 | ARCH+UML2 | Функциональная декомпозиция. UML 2. Диаграммы компонентов и размещения | | ||
+ | | 16/11 | MSA | Введение в микросервисную архитектуру. Ресурсы. Распределенные системы. Декомпозиция на окрестности и на сервисы. Гексагональная архитектура. Паттерны API и коммуникаций. Представление на диаграмме компонентов. | | ||
+ | | 23/11 | MSA | Паттерны, | ||
+ | | 30/11 | MSA | Объектно-ориентированное проектирование. Применение паттернов проектирования. | | ||
+ | | 07/12 | MSA+DATA | Проектирование данных. Реляционная, | ||
+ | | 14/12 | ARCH+MSA | Измерения в проектировании. Метрики сложности программ, | ||
+ | | 21/12 | EXAM | Защита проектов по курсу | | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Учебный проект ===== | ||
+ | |||
+ | Учебный проект - это ваш полигон, | ||
+ | По проекту будет два задания, | ||
+ | |||
+ | Выполнение учебного проекта по интересной теме позволит упорядочить знания и умения в проектировании и разработке ПО, жизненно необходимые для старших разработчиков, | ||
+ | |||
+ | Примерная таблица этапов проекта и применяемых методов проектирования. | ||
+ | |||
+ | ^# | ||
+ | | 1 | Анализ требований к продукту | Customer Development, | ||
+ | | 2 | Разработка модели анализа | Use Case model, Use case text, Candidate classes, SIAOUT checklist, Abbot' | ||
+ | | 3 | Разработка динамической модели | Responsibility-driven design, CRC, UML2 Collaborations model and implementation, | ||
+ | | 4 | Декомпозиция на микросервисы | Data consistency I, Ресурсы и алгоритмы / решетки типов, CRDT, Event storming, Domain-Driven Design, UML2 Components and Deployments models, Physical Data-flow model | Разделить модель предметной области на агрегаты и сформировать микросервисы. Разработать модель событий и процессов. Разработать модель компонентов в UML2 или Physical DFD. Разработать модель размещения | | ||
+ | | 5 | Техническое проектирование | Microservices applications, | ||
+ | | 6 | Проектирование данных и прототип | Polyglot persistence, | ||
+ | |||
+ | ==== Задание 1 ===== | ||
+ | |||
+ | Первое задание посвящено проработке требований применению DDD к предметной области, | ||
+ | |||
+ | В таблице выше это задание включает этапы 1-3. | ||
+ | |||
+ | Что можно будет освоить: | ||
+ | * анализ требований: | ||
+ | * DDD: анализ повсеместного языка, выделение окрестностей, | ||
+ | * UML2: диаграммы классов, | ||
+ | |||
+ | ==== Задание 2 ==== | ||
+ | |||
+ | В этом задании нужно декомпозировать систему на сервисы и продумать для них API, переложить на микросервисную архитектуру (MSA), применив архитектурные паттерны для API, работы с реляционными и нереляционными данными, | ||
+ | |||
+ | В таблице выше это задание включает этапы 4-6. | ||
+ | |||
+ | Что можно будет освоить: | ||
+ | * DDD: декомпозиция и интеграция окрестностей (bounded context), моделирование сервисов и ресурсов | ||
+ | * MSA: OpenAPI для RESTful web services, hexagonal architecture, | ||
+ | * Data: ER диаграммы, | ||
+ | * UML2: диаграммы компонентов, | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ==== Результаты и оценивание проекта ==== | ||
+ | |||
+ | Хорошо сделанный проект - это круче, чем типовое тестовое задание на архитектора программных систем, | ||
+ | |||
+ | Общие критерии оценивания приведены в методичке {{uml-verification-proc.pdf|Критерии оценивания проектов}} | ||
+ | |||
+ | Задания по проекту, | ||
+ | |||
+ | Если кратко, | ||
+ | * Согласованность разных представлений в составе проекта между собой | ||
+ | * Правильность применения методов проектирования | ||
+ | * Полнота выполнения проекта и следование рекомендациям | ||
+ | * Обоснованность и целесообразность принятых проектировочных решений | ||
+ | * Ошибки и недочеты в применении языков моделирования | ||
+ | * Вклад участников в общий результат | ||
+ | |||
+ | ==== Примеры тем проектов ==== | ||
+ | |||
+ | В таблице примеры тем проектов, | ||
+ | |||
+ | ^# | ||
+ | |1.| [[design: | ||
+ | |2.| [[design: | ||
+ | |3.| [[design: | ||
+ | |4.| [[design: | ||
+ | |5.| [[design: | ||
+ | |6.| [[design: | ||
+ | |7.| [[design: | ||
+ | |8.| [[design: | ||
+ | |||
+ | **Использование проектов инновационного практикума** | ||
+ | |||
+ | Можно по согласованию с семинаристом и ментором проекта инновационного практикума. | ||
+ | |||
+ | См. также [[design: | ||
+ | |||
+ | ===== Контрольная работа и устный ответ ===== | ||
+ | |||
+ | Контрольная работа может быть предложена тем студентам, | ||
+ | - Задача на проектирование с применением UML2, ER, DFD, MSA, GoF, SOLID. | ||
+ | - Вопросы по методам проектирования по билетам для ответа устно | ||
+ | |||
+ | Примерные критерии оценивания | ||
+ | |||
+ | * Правильность и количество решенных задач | ||
+ | * Полнота и правильность ответа на вопросы по методам проектирования | ||
+ | * Ответы на дополнительные вопросы по теме | ||
+ | * Владение терминологией и методами проектирования | ||
+ | * Способность принимать и обосновывать проектировочные решения | ||
+ | * Способность находить и устранять ошибки в применении методов | ||
+ | |||
+ | ===== Оценки по курсу ===== | ||
+ | |||
+ | Критерии оценивания, | ||
+ | |||
+ | ИБ = 0,2 * (ПЗ или ЛЗ)+ 0,3 * КЛК + 0,7 * (ПРЭ или ЭКЗ) | ||
+ | |||
+ | ЛЗ + ПЗ - посещения лекций и работа на семинаре | ||
+ | |||
+ | КЛК - оценка за коллоквиум | ||
+ | |||
+ | ЭКЗ - устно-письменный экзамен в конце семестра | ||
+ | |||
+ | ПРЭ - курсовой проект | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Литература ===== | ||
+ | |||
+ | - Martina Seidl, Marion Scholz, Christian Huemer, Gerti Kappel. UML @ Classroom | ||
+ | - C. Larman. Applying UML and Patterns | ||
+ | - Vaughn Vernon. Implementing Domain-Driven Design, (любое издание) | ||
+ | - Sam Newman. Building Microservices | ||
+ | - Eric Freeman, Elisabeth Robson, Bert Bates, Kathy Sierra. Head First Design Patterns | ||
+ | - Ian Sommerville. Software Engineering 10th Ed или Roger Pressman. Software Engineering: | ||
+ | - UML diagrams reference, https:// | ||
+ | - [[pps-book|UML. Сборник задач]] | ||
+ | |||
+ | ==== Инструменты моделирования ==== | ||
+ | |||
+ | **Modelio Community** | ||
+ | |||
+ | https:// | ||
+ | |||
+ | IDE для моделирования, | ||
+ | |||
+ | **Visual Paradigm Community Ed** | ||
+ | |||
+ | https:// | ||
+ | |||
+ | Бесплатная версия коммерческого IDE для моделирования ПО с помощью UML 2, помогает с ER-диаграммами и построением моделей по тексту. Требует регистрации при старте. Много фич и диаграммы, | ||
+ | |||
+ | **Draw.io + VS Code Plugin** | ||
+ | |||
+ | https:// | ||
+ | |||
+ | Известный онлайн и офлайн инструмент для рисования диаграмм, | ||
+ | |||
+ | **Другие рисовалки и средства моделирования** | ||
+ | |||
+ | При выборе инструмента для моделирования обратите внимание на удобство UI, поддержку стандартов UML2 и др, функций экспорта и импорта, | ||
+ | |||
+ | ==== Еще релевантные источники и дополнительные ссылки ==== | ||
+ | |||
+ | Дополнительная литература: | ||
+ | |||
+ | - Нотация UML 2 {{design: | ||
+ | - Б. Мейер, Объектно-ориентированное конструирование программных систем. - Русская Редакция, | ||
+ | - Microsoft. Руководство Майкрософт по проектированию архитектуры приложений для Azure, [https:// | ||
+ | Интернет-источники: | ||
+ | - Спецификация UML 2.5 на сайте OMG. (http:// | ||
+ | |||
+ | Классические статьи методам проектирования: | ||
+ | |||
+ | - (discussion) P. Ralph, R. Mohanani. Is Requirements Engineering Inherently Counterproductive? | ||
+ | - N. Wirth. Program Development by Stepwise Refinement. (http:// | ||
+ | - D. Parnas. On the Criteria to be used in Decomposing System into Modules (http:// | ||
+ | - D. Garlan, M. Shaw. An Introduction to Software Architecture (http:// | ||
+ | - Kent Beck, Ward Cunningham. A Laboratory For Teaching Object-Oriented Thinking / OOPSLA89 (http:// | ||
+ | - Doug Rosenberg, Kendall Scott, The ICONIX Process, (http:// | ||
+ | - B. Liskov. Programming with abstract data types | ||
+ | - Friedrich Steimann, Philip Mayer. Patterns of Interface-Based Programming | ||
+ | - Rebecca Wirfs-Brock, | ||
+ | - Robert C. Sharblet, Samuel S. Cohen. The object-oriented brewery. A comparison of two object-oriented development methods | ||
+ | - P. Krutchen. Architectural Blueprints—The “4+1” View Model of Software Architecture, | ||
+ | - IEEE Recommended practice for architectural description of software intensive systems, (http:// | ||
+ | - M. Fowler. Who need an Achitect?, http:// | ||
+ | - D. Greer, Interactive Application Architecture, | ||
+ | - Frank DeRemer, Hans Kron. PROGRAMMING-IN-THE LARGE VERSUS PROGRAMMING-IN-THE-SMALL | ||
+ | - The Agile Method and Other Fairy Tales (google it) | ||
+ | - A RATIONAL DESIGN PROCESS: HOW AND WHY TO FAKE IT (google it) | ||
+ | - Edward V. Berard. Be Careful With "Use Cases" | ||
+ | - (beware!)Chidamber Kemerer Metrics Suite. A Measurement Theory Perspective | ||
+ | - McCabe. A complexity measure | ||
+ | |||
+ | Паттерны: | ||
+ | - Antipatterns Wiki, http:// | ||
+ | - Паттерны обработки ошибок, | ||
+ | - Microservices patterns, https:// | ||
+ | - GoF. Design Patterns: elements of reusable object-oriented software | ||
+ | - Статья на c2.com про DoubleDispatch и DoubleDispatchExample, | ||
+ | - Jenifer Tidwell, Designing Interfaces | ||
+ | - Scott Ambler, Process Patterns | ||
+ | - Martin Fowler, Analysis Patterns | ||
+ | - Martin Fowler, Patterns of Enterprise Application Architecture | ||
+ | - G. Hohpe, Enterprise Integration Patterns | ||
+ | - D. Greer, Interactive Application Architecture, | ||
+ | - Pattern-Oriented Software Architecture (несколько томов), | ||
+ | - C++ Idioms, http:// | ||
+ | - Linda Rising - Patterns Almanac 2000, http:// | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ===== Контакты ====== | ||
+ | |||
+ | **Хританков Антон Сергеевич**, | ||
+ | |||
+ | < | ||
+ | </ | ||
+ | |||
+ | В прошлом семинары по курсу вели | ||
+ | |||
+ | **Межуев Игорь Юрьевич** | ||
+ | |||
+ | **Андрианов Андрей Иванович** | ||
+ | |||
+ | |||
+ | **Ахтямов Павел Ибрагимович** | ||
+ | |||
+ | **Старичков Никита Юрьевич** | ||
+ | |||
+ | **Штукатуров Алексей Николаевич** | ||
+ | |||
+ | **Сергей Зыков Викторович** | ||
+ | |||
+ | **Шестаков Роман** | ||
+ | |||
+ | **Ивахненко Андрей Александрович** | ||
+ | |||
+ | |||