Differences
This shows you the differences between two versions of the page.
Both sides previous revision Previous revision Next revision | Previous revision | ||
pps-new [2020/09/01 17:07] 127.0.0.1 external edit |
pps-new [2024/10/20 13:55] (current) user |
||
---|---|---|---|
Line 1: | Line 1: | ||
- | ====== Курс Проектирование программных систем (осень | + | ====== Курс Проектирование программных систем (осень |
- | Перейти в раздел | + | **Обновлено 17.11.2023** |
- | Лекционный курс, состав тем: | + | На курсе вы узнаете как использовать язык моделирования UML2 в разработке распределенных приложений в микросервисной архитектуре (MSA) с применением метода предметно-ориентированного проектирования (Domain-Driven Design). |
- | * Анализ и проверка требований в гибких и предписывающих моделях | + | А также, как анализировать |
- | * Моделирование | + | |
- | * Методы | + | |
- | * Объектно-ориентированные методы и паттерны в проектировании | + | |
- | * Микросервисная архитектура и технологии облачных | + | |
- | * Специальные вопросы проектирования: проектирование UI, баз | + | |
+ | Практика предполагает выполнение и защиту двух заданий по командному курсовому проекту. | ||
- | Реализация учебного проекта, дополнительно освещаемые темы: | + | Для разработчиков, системных аналитиков и будущих архитекторов |
- | | + | **Содержание** |
- | * Инструменты разработки | + | |
- | | + | |
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
- | Спецсеминары, | + | ===== Примерный план ===== |
- | * Спецсеминар по моделированию на UML 2 | + | ^ Неделя ^ Раздел ^ Тема ^ |
- | * Спецсеминар по повторно-используемому дизайну и паттернам. | + | | 07/09 | INTRO+REQ | Введение в курс (качество ПО, цели курса). Кратко о требованиях. Сценарии. Фичи. Варианты использования (динамич. представл.) | |
- | * Спецсеминар по разработке | + | | 15/09 | REQ | Потоки данных DFD. Разработка требований к продуктам. Элементы customer development. Персоны. Метод JTBD. Путешествия. Истории пользователей |
+ | | 22/09 | DDD+UML2 | Объектно-ориентированное моделирование. | ||
+ | | 29/09 | DDD | Выделение классов и построение моделей в Методы именных групп и Аббота, контрольные списки. Переход к статической модели UML. Повсеместный язык, сущности, агрегаты. Окрестности, предметные области. | | ||
+ | | 06/10 | DDD+UML2 | Моделирование | ||
+ | | 13/10 | UML2 | Динамическое представление модели (кооперации, | ||
+ | | 20/10 | UML2 | Динамическое представление модели. Схемы состояний. Представление деятельности. Action Language | | ||
+ | | 27/10 | UML2+PROC | Построение согласованных моделей. Big Picture UML2. Процесс гибкого моделирования по требованиям (на основе ICONIX+AM+DDD) | | ||
+ | | 02/11 | ARCH | Методы структурного проектирования (история, | ||
+ | | 09/11 | ARCH+UML2 | Функциональная декомпозиция. UML 2. Диаграммы компонентов и размещения | | ||
+ | | 16/11 | MSA | Введение в микросервисную архитектуру. Ресурсы. Распределенные системы. Декомпозиция на окрестности и на сервисы. Гексагональная архитектура. Паттерны API и коммуникаций. Представление | ||
+ | | 23/11 | MSA | Паттерны, принципы SOLID в реализации микросервисов. Фреймворки. | | ||
+ | | 30/11 | MSA | Объектно-ориентированное проектирование. Применение паттернов проектирования. | | ||
+ | | 07/12 | MSA+DATA | Проектирование данных. Реляционная, размерностные, | ||
+ | | 14/12 | ARCH+MSA | Измерения в проектировании. Метрики сложности программ, | ||
+ | | 21/12 | EXAM | Защита проектов по курсу | | ||
- | ===== Коллоквиум по проектированию ===== | ||
- | Дата | + | ===== Учебный |
- | Коллоквиум включает: | + | Учебный проект - это |
- | * Подготовку реферата и представление доклада | + | По проекту будет два задания, |
- | * Ответы | + | |
- | Примерный план | + | Выполнение учебного проекта по интересной теме |
- | Для выбора темы | + | Примерная таблица этапов проекта и применяемых методов проектирования. |
+ | ^# | ||
+ | | 1 | Анализ требований к продукту | Customer Development, | ||
+ | | 2 | Разработка модели анализа | Use Case model, Use case text, Candidate classes, SIAOUT checklist, Abbot' | ||
+ | | 3 | Разработка динамической модели | Responsibility-driven design, CRC, UML2 Collaborations model and implementation, | ||
+ | | 4 | Декомпозиция на микросервисы | Data consistency I, Ресурсы и алгоритмы / решетки типов, CRDT, Event storming, Domain-Driven Design, UML2 Components and Deployments models, Physical Data-flow model | Разделить модель предметной области на агрегаты и сформировать микросервисы. Разработать модель событий и процессов. Разработать модель компонентов в UML2 или Physical DFD. Разработать модель размещения | | ||
+ | | 5 | Техническое проектирование | Microservices applications, | ||
+ | | 6 | Проектирование данных и прототип | Polyglot persistence, | ||
- | ===== Учебный проект ===== | + | ==== Задание 1 ===== |
- | В проекте | + | Первое задание посвящено проработке требований |
- | * приложения | + | |
- | * микросервисы и облачные приложения на Python | + | |
- | * приложения с открытым кодов на C++ | + | |
- | Увеличение размера команды возможно по согласованию с преподавателем. | + | В таблице выше это |
- | ==== Задание 1 ==== | + | Что можно будет освоить: |
- | + | * анализ требований: use cases, job/user stories, модели | |
- | Выбрать тему, провести анализ требований, | + | * DDD: анализ повсеместного языка, выделение |
+ | * UML2: диаграммы классов, вариантов использования, | ||
==== Задание 2 ==== | ==== Задание 2 ==== | ||
- | Реализовать | + | В этом задании нужно декомпозировать |
- | ==== Задание | + | В таблице выше это задание |
- | Провести | + | Что можно будет освоить: |
+ | * DDD: декомпозиция и интеграция окрестностей (bounded context), моделирование | ||
+ | * MSA: OpenAPI для RESTful web services, hexagonal architecture, | ||
+ | * Data: ER диаграммы, схема | ||
+ | * UML2: диаграммы компонентов, расширенные диаграммы классов | ||
- | Получить рецензию на свой проект и внести доработки. | ||
+ | ==== Результаты и оценивание проекта ==== | ||
- | ==== Результаты проекта | + | Хорошо сделанный проект - это круче, чем типовое тестовое задание на архитектора программных систем, |
- | * рабочая версия ПО в соответствии с постановкой задачи | + | Общие критерии |
- | * репозиторий с кодом, документацией и историей выполнения согласно | + | |
- | * результаты кросс-тестирования | + | Задания по проекту, |
- | * выступление с докладом и защита проекта | + | |
+ | Если кратко, | ||
+ | * Согласованность | ||
+ | * Правильность применения методов проектирования | ||
+ | * Полнота | ||
+ | * Обоснованность и целесообразность принятых проектировочных решений | ||
+ | * Ошибки и недочеты в применении языков моделирования | ||
+ | * Вклад участников в общий результат | ||
==== Примеры тем проектов ==== | ==== Примеры тем проектов ==== | ||
- | **ТОДО** Темы | + | В таблице примеры тем проектов, предлагавшихся в прошлые годы. |
- | ===== Формирование оценки по курсу | + | ^# |
+ | |1.| [[design: | ||
+ | |2.| [[design: | ||
+ | |3.| [[design: | ||
+ | |4.| [[design: | ||
+ | |5.| [[design: | ||
+ | |6.| [[design: | ||
+ | |7.| [[design: | ||
+ | |8.| [[design: | ||
- | Итоговая оценка | + | **Использование проектов инновационного практикума** |
- | При выставлении итоговой оценки учитываются результаты коллоквиума, выполнение заданий по проектам и участвие в спецсеминарах. | + | Можно по согласованию с семинаристом и ментором |
- | ==== Теоретический трек ==== | + | См. также [[design: |
- | Для | + | ===== Контрольная работа |
- | Условия. Посещение всех кроме одной лекций с обязательной сдачей коллоквиума | + | Контрольная работа может быть предложена тем студентам, |
+ | - Задача | ||
+ | - Вопросы по методам проектирования по билетам для ответа устно | ||
- | Посещать семинары и выполнять проекты | + | Примерные критерии оценивания |
+ | * Правильность и количество решенных задач | ||
+ | * Полнота и правильность ответа на вопросы по методам проектирования | ||
+ | * Ответы на дополнительные вопросы по теме | ||
+ | * Владение терминологией и методами проектирования | ||
+ | * Способность принимать и обосновывать проектировочные решения | ||
+ | * Способность находить и устранять ошибки в применении методов | ||
- | ==== Проектный трек ==== | + | ===== Оценки по курсу ===== |
- | Условия. Сдача коллоквиума | + | Критерии оценивания, итоговый балл |
- | Участие в спецсеминарах не обязательно, по поможет повысить итоговый балл. | + | ИБ = 0,2 * (ПЗ или ЛЗ)+ 0,3 * КЛК + 0,7 * (ПРЭ или ЭКЗ) |
+ | |||
+ | ЛЗ + ПЗ - посещения лекций и работа на семинаре | ||
+ | |||
+ | КЛК - оценка | ||
+ | |||
+ | ЭКЗ - устно-письменный экзамен в конце семестра | ||
+ | |||
+ | ПРЭ - курсовой проект | ||
Line 99: | Line 151: | ||
===== Литература ===== | ===== Литература ===== | ||
- | **ТОДО** | + | - Martina Seidl, Marion Scholz, Christian Huemer, Gerti Kappel. UML @ Classroom |
+ | - C. Larman. Applying UML and Patterns | ||
+ | - Vaughn Vernon. Implementing Domain-Driven Design, (любое издание) | ||
+ | - Sam Newman. Building Microservices | ||
+ | - Eric Freeman, Elisabeth Robson, Bert Bates, Kathy Sierra. Head First Design Patterns | ||
+ | - Ian Sommerville. Software Engineering 10th Ed или Roger Pressman. Software Engineering: | ||
+ | - UML diagrams reference, https:// | ||
+ | - [[pps-book|UML. Сборник задач]] | ||
- | - Книга по разработке ПО | + | ==== Инструменты моделирования ==== |
- | - Книга по ОО проектированию и паттернам | + | |
- | - По микросервисной архитектуре | + | |
- | - По UML 2 | + | |
- | Интернет источники | + | **Modelio Community** |
- | | + | https:// |
- | - расширенные вопросы применения UML | + | |
- | - по MDSD и Low-code | + | IDE для моделирования, с открытым исходным кодом, понимает UML2 и SysML в редакции Community Edition. Неплохой UI, в целом прост в использовании. Тем не менее, не полностью поддерживает все тонкости UML 2.4.1 или UML 2.5. Подходит для небольших и учебных проектов |
- | - по проектированию | + | |
+ | **Visual Paradigm Community Ed** | ||
+ | |||
+ | https:// | ||
+ | |||
+ | Бесплатная версия | ||
+ | |||
+ | **Draw.io + VS Code Plugin** | ||
+ | |||
+ | https:// | ||
+ | |||
+ | Известный онлайн и офлайн инструмент для рисования диаграмм, | ||
+ | |||
+ | **Другие рисовалки и средства моделирования** | ||
+ | |||
+ | При выборе инструмента для моделирования обратите внимание на удобство UI, поддержку стандартов UML2 и др, функций экспорта и импорта, | ||
+ | |||
+ | ==== Еще релевантные источники и дополнительные ссылки ==== | ||
+ | |||
+ | Дополнительная литература: | ||
+ | |||
+ | - Нотация UML 2 {{design: | ||
+ | - Б. Мейер, Объектно-ориентированное конструирование | ||
+ | - Microsoft. Руководство Майкрософт | ||
+ | Интернет-источники: | ||
+ | - Спецификация UML 2.5 на сайте OMG. (http:// | ||
+ | |||
+ | Классические статьи методам проектирования: | ||
+ | |||
+ | - (discussion) P. Ralph, R. Mohanani. Is Requirements Engineering Inherently Counterproductive? | ||
+ | - N. Wirth. Program Development by Stepwise Refinement. (http:// | ||
+ | - D. Parnas. On the Criteria to be used in Decomposing System into Modules (http:// | ||
+ | - D. Garlan, M. Shaw. An Introduction to Software Architecture (http:// | ||
+ | - Kent Beck, Ward Cunningham. A Laboratory For Teaching Object-Oriented Thinking / OOPSLA89 (http:// | ||
+ | - Doug Rosenberg, Kendall Scott, The ICONIX Process, (http:// | ||
+ | - B. Liskov. Programming with abstract data types | ||
+ | - Friedrich Steimann, Philip Mayer. Patterns of Interface-Based Programming | ||
+ | - Rebecca Wirfs-Brock, | ||
+ | - Robert C. Sharblet, Samuel S. Cohen. The object-oriented brewery. A comparison of two object-oriented development methods | ||
+ | - P. Krutchen. Architectural Blueprints—The “4+1” View Model of Software Architecture, | ||
+ | - IEEE Recommended practice for architectural description of software intensive systems, (http:// | ||
+ | - M. Fowler. Who need an Achitect?, http:// | ||
+ | - D. Greer, Interactive Application Architecture, | ||
+ | - Frank DeRemer, Hans Kron. PROGRAMMING-IN-THE LARGE VERSUS PROGRAMMING-IN-THE-SMALL | ||
+ | - The Agile Method and Other Fairy Tales (google it) | ||
+ | - A RATIONAL DESIGN PROCESS: HOW AND WHY TO FAKE IT (google it) | ||
+ | - Edward V. Berard. Be Careful With "Use Cases" | ||
+ | - (beware!)Chidamber Kemerer Metrics Suite. A Measurement Theory Perspective | ||
+ | - McCabe. A complexity measure | ||
+ | |||
+ | Паттерны: | ||
+ | - Antipatterns Wiki, http:// | ||
+ | - Паттерны обработки ошибок, | ||
+ | - Microservices patterns, https:// | ||
+ | - GoF. Design Patterns: elements of reusable object-oriented software | ||
+ | - Статья на c2.com про DoubleDispatch и DoubleDispatchExample, | ||
+ | - Jenifer Tidwell, Designing Interfaces | ||
+ | - Scott Ambler, Process Patterns | ||
+ | - Martin Fowler, Analysis Patterns | ||
+ | - Martin Fowler, Patterns of Enterprise Application Architecture | ||
+ | - G. Hohpe, Enterprise Integration Patterns | ||
+ | - D. Greer, Interactive Application Architecture, | ||
+ | - Pattern-Oriented Software Architecture (несколько томов), | ||
+ | - C++ Idioms, http:// | ||
+ | - Linda Rising - Patterns Almanac 2000, http:// | ||
===== Контакты ====== | ===== Контакты ====== | ||
- | **Хританков Антон Сергеевич**, | + | **Хританков Антон Сергеевич**, |
+ | |||
+ | < | ||
+ | </ | ||
+ | |||
+ | В прошлом семинары по курсу вели | ||
**Межуев Игорь Юрьевич** | **Межуев Игорь Юрьевич** | ||
- | **Андрианов Андрей Игоревич** | + | **Андрианов Андрей Иванович** |
+ | |||
+ | |||
+ | **Ахтямов Павел Ибрагимович** | ||
+ | |||
+ | **Старичков Никита Юрьевич** | ||
+ | |||
+ | **Штукатуров Алексей Николаевич** | ||
+ | |||
+ | **Сергей Зыков Викторович** | ||
+ | |||
+ | **Шестаков Роман** | ||
+ | |||
+ | **Ивахненко Андрей Александрович** | ||