Differences
This shows you the differences between two versions of the page.
Both sides previous revision Previous revision Next revision | Previous revision | ||
pps-new [2020/09/02 16:40] andrew_an |
pps-new [2025/09/15 11:27] (current) user old revision restored (2025/09/02 08:59) |
||
---|---|---|---|
Line 1: | Line 1: | ||
- | ====== Курс Проектирование программных систем (осень | + | ====== Курс Проектирование программных систем (осень |
- | Перейти в раздел | + | **Обновлено 31.08.2025** |
- | Лекционный | + | На курсе вы узнаете: |
- | | + | |
- | | + | |
- | * Методы структурного проектирования | + | - методы |
- | * Объектно-ориентированные методы и паттерны | + | - фундаментальные методы |
- | | + | |
- | * Специальные вопросы проектирования: | + | |
- | Реализация учебного проекта, дополнительно освещаемые темы: | + | Практика предполагает решение задач на семинарах, выполнение |
- | * Процессы и практики | + | Для |
- | * Инструменты разработки и ведения | + | |
- | * Реализация CI/CD и элементы DevOps | + | |
+ | **Содержание** | ||
- | Спецсеминары, проводимые в рамках курса | + | * [[#Примерный план|Темы и план]] |
+ | * [[# | ||
+ | * [[#Коллоквиум, контрольная работа и устный ответ|Коллоквиум и диффзачет]] | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
+ | * [[# | ||
- | * Спецсеминар по моделированию на UML 2 | + | ===== Примерный план |
- | * Спецсеминар по повторно-используемому дизайну и паттернам. SOLID. GRASP | + | |
- | * Спецсеминар по разработке cloud-native приложений. Docker + kubernetes | + | |
- | ===== Коллоквиум по проектированию | + | ^ Неделя ^ Раздел ^ Тема ^ |
+ | | 04/09 | INTRO+REQ | Введение, | ||
+ | | 11/09 | REQ | Потоки данных DFD. Разработка требований к продуктам. Элементы customer development. Персоны. Метод JTBD. Путешествия. Истории | ||
+ | | | REQ | Вариативная тема: Структура и содержание технического задания | ||
+ | | 18/09 | DDD+UML2 | Моделирование в ООП. Системы типов. Абстрактные | ||
+ | | 25/09 | DDD | Методы объектно-ориентированного анализа. Методы именных групп и Аббота, | ||
+ | | 02/10 | DDD+UML2 | Моделирование сценариев в системе. | ||
+ | | 09/10 | UML2 | Моделирование динамики. Конечные автоматы и схемы состояний. Управление сложностью, пакеты и профили. | | ||
+ | | 16/10 | UML2 | Моделирование процессов и алгоритмов. Сети Петри и модели деятельности (activity). Язык действий в UML2. | | ||
+ | | 23/10 | UML2+PROC | Построение согласованных моделей. Big Picture UML2. Процесс гибкого моделирования по требованиям (на основе ICONIX+AM+DDD) | | ||
+ | | 30/10 | EXAM | **Коллоквиум. Сдача теоретического минимума по моделированию и анализу требований.** | | ||
+ | | 06/11 | ARCH | Методы структурного проектирования, | ||
+ | | 13/11 | ARCH+UML2 | Введение в микросервисную архитектуру. Ресурсы. Решетки типов. Задача совместимости. Декомпозиция на окрестности и на сервисы. Гексагональная архитектура. Нотация C4, физические DFD и UML 2. Диаграммы компонентов и размещения. | ||
+ | | 20/11 | MSA | Синхронизация и согласованность данных в распределенных системах. Модели вычислений и алгоритмы согласования. Паттерны SAGA и 2PC. | | ||
+ | | 27/11 | MSA | Приемы и паттерны объектно-ориентированного проектирование для облачных приложений. Паттерны API и коммуникаций. Представление на диаграмме компонентов. | | ||
+ | | 04/12 | MSA | Паттерны, | ||
+ | | 11/12 | MSA+DATA | Проектирование данных. Реляционная, | ||
+ | | | ARCH | Вариативная тема: Проектирование интеллектуальных микросервисов, | ||
+ | | | ARCH+MSA | Вариативная тема: Измерения в проектировании. Метрики сложности программ, | ||
+ | | 18/12 | EXAM | **Дифференцированный зачет, контрольная и защита проектов по курсу** | | ||
- | Дата проведения коллоквиума: | ||
- | Коллоквиум включает: | + | ===== Учебный проект |
- | * Подготовку реферата и представление доклада | + | |
- | * Ответы на вопросы по билетам | + | |
- | Примерный план доклада выложен [[|здесь]] | + | Учебный проект - это ваш полигон, |
+ | По проекту будет два задания, объединенные общей темой. Это может быть упрощенный аналог существующей системы, или ваш собственный проект, или часть дипломной работы. | ||
- | Для выбора темы нужно **ТОДО** | + | Выполнение учебного проекта по интересной |
+ | Примерная таблица этапов проекта и применяемых методов проектирования. | ||
- | ===== Учебный проект | + | ^# |
+ | | 1 | Анализ требований к продукту | Customer Development, | ||
+ | | 2 | Разработка модели анализа | Use Case model, Use case text, Candidate classes, SIAOUT checklist, Abbot' | ||
+ | | 3 | Разработка динамической модели | Responsibility-driven design, CRC, UML2 Collaborations model and implementation, | ||
+ | | 4 | Декомпозиция на микросервисы | Data consistency I, Ресурсы и алгоритмы / решетки типов, CRDT, Event storming, Domain-Driven Design, UML2 Components and Deployments models, Physical Data-flow model | Разделить модель предметной области на агрегаты и сформировать микросервисы. Разработать модель событий и процессов. Разработать модель компонентов в UML2 или Physical DFD. Разработать модель размещения | | ||
+ | | 5 | Техническое проектирование | Microservices applications, | ||
+ | | 6 | Проектирование данных и прототип | Polyglot persistence, | ||
- | В проекте нужно применить изученные методы проектирования на практике. Выполняется в команде из 1-2 чел. по одному из направлений: | + | ==== Задание 1 ===== |
- | * приложения класса предприятия на языке Java | + | |
- | * микросервисы и облачные приложения на Python | + | |
- | * приложения с открытым кодов на C++ | + | |
- | Увеличение размера команды возможно по согласованию с преподавателем. | + | Первое задание посвящено проработке требований применению DDD к предметной области, в которой проектируете систему. Прорабатываете и уточняете требования и рамки |
- | ==== Задание 1 ==== | + | В таблице выше это задание |
- | Выбрать тему, провести анализ требований, | + | Что можно будет освоить: |
+ | * анализ требований: use cases, job/user stories, модели | ||
+ | * DDD: анализ повсеместного языка, выделение | ||
+ | * UML2: диаграммы классов, вариантов использования, | ||
==== Задание 2 ==== | ==== Задание 2 ==== | ||
- | Реализовать | + | В этом задании нужно декомпозировать |
- | ==== Задание | + | В таблице выше это задание |
- | Провести | + | Что можно будет освоить: |
+ | * DDD: декомпозиция и интеграция окрестностей (bounded context), моделирование | ||
+ | * MSA: OpenAPI для RESTful web services, hexagonal architecture, | ||
+ | * Data: ER диаграммы, схема | ||
+ | * UML2: диаграммы компонентов, расширенные диаграммы классов | ||
- | Получить рецензию на свой проект и внести доработки. | ||
+ | ==== Результаты и оценивание проекта ==== | ||
- | ==== Результаты проекта | + | Хорошо сделанный проект - это круче, чем типовое тестовое задание на архитектора программных систем, |
- | * рабочая версия ПО в соответствии с постановкой задачи | + | Общие критерии |
- | * репозиторий с кодом, документацией и историей выполнения согласно | + | |
- | * результаты кросс-тестирования | + | Задания по проекту, |
- | * выступление с докладом и защита проекта | + | |
+ | Если кратко, | ||
+ | * Согласованность | ||
+ | * Правильность применения методов проектирования | ||
+ | * Полнота | ||
+ | * Обоснованность и целесообразность принятых проектировочных решений | ||
+ | * Ошибки и недочеты в применении языков моделирования | ||
+ | * Вклад участников в общий результат | ||
==== Примеры тем проектов ==== | ==== Примеры тем проектов ==== | ||
- | **ТОДО** Темы | + | В таблице примеры тем проектов, предлагавшихся в прошлые годы. |
- | ===== Формирование оценки по курсу | + | ^# |
+ | |1.| [[design: | ||
+ | |2.| [[design: | ||
+ | |3.| [[design: | ||
+ | |4.| [[design: | ||
+ | |5.| [[design: | ||
+ | |6.| [[design: | ||
+ | |7.| [[design: | ||
+ | |8.| [[design: | ||
- | Итоговая оценка по курсу формируется на основе успеваемости в семестре. Решение о выставлении итоговой оценки без ответа на экзамене остается за преподавателем. | ||
- | При выставлении итоговой оценки учитываются результаты коллоквиума, | ||
- | ==== Теоретический трек ==== | + | ===== Коллоквиум, |
- | Для тех, у кого разработка ПО не является профильным предметом. | + | Коллоквиум проводится в середине курса и служит для |
+ | - Одна задача на анализ и проектирование | ||
+ | - Одна из пройденных | ||
- | Условия. Посещение всех кроме одной лекций с обязательной сдачей коллоквиума | + | Контрольная работа при |
+ | - Две задачи на анализ проектирование с применением UML2, ER, DFD, MSA, GoF, SOLID. | ||
+ | - Две темы по курсу по билетам для | ||
- | Посещать семинары и выполнять проекты | + | Примерные критерии оценивания |
+ | * Правильность и количество решенных задач | ||
+ | * Полнота и правильность ответа на вопросы по методам проектирования | ||
+ | * Ответы на дополнительные вопросы по теме | ||
+ | * Владение терминологией и методами проектирования | ||
+ | * Способность принимать и обосновывать проектировочные решения | ||
+ | * Способность находить и устранять ошибки в применении методов | ||
+ | ===== Оценки по курсу ===== | ||
- | ==== Проектный | + | Критерии |
- | Условия. Сдача коллоквиума | + | ИБ = 0,2 * (ПЗ или |
- | Участие в спецсеминарах не обязательно, по поможет повысить итоговый балл. | + | ЛЗ + ПЗ - посещения лекций и работа на семинаре |
+ | |||
+ | КЛК - оценка | ||
+ | |||
+ | ЭКЗ - устно-письменный экзамен в конце семестра | ||
+ | |||
+ | ПРЭ - курсовой проект | ||
Line 99: | Line 158: | ||
===== Литература ===== | ===== Литература ===== | ||
- | **ТОДО** | + | - Martina Seidl, Marion Scholz, Christian Huemer, Gerti Kappel. UML @ Classroom |
+ | - C. Larman. Applying UML and Patterns | ||
+ | - Vaughn Vernon. Implementing Domain-Driven Design, (любое издание) | ||
+ | - Sam Newman. Building Microservices | ||
+ | - Eric Freeman, Elisabeth Robson, Bert Bates, Kathy Sierra. Head First Design Patterns | ||
+ | - Ian Sommerville. Software Engineering 10th Ed или Roger Pressman. Software Engineering: | ||
+ | - UML diagrams reference, https:// | ||
+ | - [[pps-book|UML. Сборник задач]] | ||
- | - Книга по разработке ПО | + | ==== Инструменты моделирования ==== |
- | - Книга по ОО проектированию и паттернам | + | |
- | - По микросервисной архитектуре | + | |
- | - По UML 2 | + | |
- | Интернет источники | + | **Modelio Community** |
- | | + | https:// |
- | - расширенные вопросы применения UML | + | |
- | - по MDSD и Low-code | + | IDE для моделирования, с открытым исходным кодом, понимает UML2 и SysML в редакции Community Edition. Неплохой UI, в целом прост в использовании. Тем не менее, не полностью поддерживает все тонкости UML 2.4.1 или UML 2.5. Подходит для небольших и учебных проектов |
- | - по проектированию | + | |
+ | **Visual Paradigm Community Ed** | ||
+ | |||
+ | https:// | ||
+ | |||
+ | Бесплатная версия | ||
+ | |||
+ | **Draw.io + VS Code Plugin** | ||
+ | |||
+ | https:// | ||
+ | |||
+ | Известный онлайн и офлайн инструмент для рисования диаграмм, | ||
+ | |||
+ | **Другие рисовалки и средства моделирования** | ||
+ | |||
+ | При выборе инструмента для моделирования обратите внимание на удобство UI, поддержку стандартов UML2 и др, функций экспорта и импорта, | ||
+ | |||
+ | ==== Еще релевантные источники и дополнительные ссылки ==== | ||
+ | |||
+ | Дополнительная литература: | ||
+ | |||
+ | - Нотация UML 2 {{design: | ||
+ | - Б. Мейер, Объектно-ориентированное конструирование | ||
+ | - Microsoft. Руководство Майкрософт | ||
+ | Интернет-источники: | ||
+ | - Спецификация UML 2.5 на сайте OMG. (http:// | ||
+ | |||
+ | Классические статьи методам проектирования: | ||
+ | |||
+ | - (discussion) P. Ralph, R. Mohanani. Is Requirements Engineering Inherently Counterproductive? | ||
+ | - N. Wirth. Program Development by Stepwise Refinement. (http:// | ||
+ | - D. Parnas. On the Criteria to be used in Decomposing System into Modules (http:// | ||
+ | - D. Garlan, M. Shaw. An Introduction to Software Architecture (http:// | ||
+ | - Kent Beck, Ward Cunningham. A Laboratory For Teaching Object-Oriented Thinking / OOPSLA89 (http:// | ||
+ | - Doug Rosenberg, Kendall Scott, The ICONIX Process, (http:// | ||
+ | - B. Liskov. Programming with abstract data types | ||
+ | - Friedrich Steimann, Philip Mayer. Patterns of Interface-Based Programming | ||
+ | - Rebecca Wirfs-Brock, | ||
+ | - Robert C. Sharblet, Samuel S. Cohen. The object-oriented brewery. A comparison of two object-oriented development methods | ||
+ | - P. Krutchen. Architectural Blueprints—The “4+1” View Model of Software Architecture, | ||
+ | - IEEE Recommended practice for architectural description of software intensive systems, (http:// | ||
+ | - M. Fowler. Who need an Achitect?, http:// | ||
+ | - D. Greer, Interactive Application Architecture, | ||
+ | - Frank DeRemer, Hans Kron. PROGRAMMING-IN-THE LARGE VERSUS PROGRAMMING-IN-THE-SMALL | ||
+ | - The Agile Method and Other Fairy Tales (google it) | ||
+ | - A RATIONAL DESIGN PROCESS: HOW AND WHY TO FAKE IT (google it) | ||
+ | - Edward V. Berard. Be Careful With "Use Cases" | ||
+ | - (beware!)Chidamber Kemerer Metrics Suite. A Measurement Theory Perspective | ||
+ | - McCabe. A complexity measure | ||
+ | |||
+ | Паттерны: | ||
+ | - Antipatterns Wiki, http:// | ||
+ | - Паттерны обработки ошибок, | ||
+ | - Microservices patterns, https:// | ||
+ | - GoF. Design Patterns: elements of reusable object-oriented software | ||
+ | - Статья на c2.com про DoubleDispatch и DoubleDispatchExample, | ||
+ | - Jenifer Tidwell, Designing Interfaces | ||
+ | - Scott Ambler, Process Patterns | ||
+ | - Martin Fowler, Analysis Patterns | ||
+ | - Martin Fowler, Patterns of Enterprise Application Architecture | ||
+ | - G. Hohpe, Enterprise Integration Patterns | ||
+ | - D. Greer, Interactive Application Architecture, | ||
+ | - Pattern-Oriented Software Architecture (несколько томов), | ||
+ | - C++ Idioms, http:// | ||
+ | - Linda Rising - Patterns Almanac 2000, http:// | ||
===== Контакты ====== | ===== Контакты ====== | ||
- | **Хританков Антон Сергеевич**, | + | **Хританков Антон Сергеевич**, |
+ | |||
+ | < | ||
+ | </ | ||
+ | |||
+ | В прошлом семинары по курсу вели | ||
**Межуев Игорь Юрьевич** | **Межуев Игорь Юрьевич** | ||
**Андрианов Андрей Иванович** | **Андрианов Андрей Иванович** | ||
+ | |||
+ | |||
+ | **Ахтямов Павел Ибрагимович** | ||
+ | |||
+ | **Старичков Никита Юрьевич** | ||
+ | |||
+ | **Штукатуров Алексей Николаевич** | ||
+ | |||
+ | **Сергей Зыков Викторович** | ||
+ | |||
+ | **Шестаков Роман** | ||
+ | |||
+ | **Ивахненко Андрей Александрович** | ||